Всі роботи на сайті "Курсова інфо" є авторськими і призначені  для допомоги у навчанні. Розміщення, тиражування або відтворення матеріалів із сайту на сторонніх ресурсах відстежується та забороняється відповідно до законодавства України про авторське право! 

Тематическое исследование по террористической организации «Аум Синрикё»

 E-mail | Категорія: Контрольні | Перегляди: 729 |

террористическая организация «Аум Синрикё»Тематическое исследование по террористической организации «Аум Синрикё»:

-мотивы действий организации

-приемы (методы) организации и их эффективности

-анти-террористические приемы, применяемые против организации и их эффективность

- рекомендации по вопросам политики для анти-террористов, связанных с организацией (рекомендации по вопросам политики в области защиты от террористов, связанных с организацией).

  Говоря о религиозной жизни современной Японии, следует отметить ее высокую разнообразность, при которой в полном согласии действуют и сосуществуют многие конфессии. Это связано с особенностями исторического формирования религиозного осознания японцев. Фактически отношения государства и религии были оформлены в соответствующих статьях конституции 1947 г., где были провозглашены свобода религии и принцип секуляризации, т. е. четкое разделение светской и религиозной жизни без взаимного вмешательства. 

     После установления законодательного барьера между общественной (политической) и частной (религиозной) жизнью отношение японцев к вере стало делом сугубо личным, интимным, а вопросы о принадлежности к той или иной конфессии - бестактными и неэтичными.

В апреле 1951 г. в Японии был принят Закон о религиозных юридических лицах, предоставивший всем религиозным организациям право владеть храмами и святилищами, заниматься хозяйственной деятельностью, а всем органам государственной власти - не вмешиваться в отправление служб и другую религиозную деятельность. В результате не только административные органы, но и полиция, и суды по большей части смотрели сквозь пальцы на порой противоправные поступки религиозных организаций. Предлог был весьма убедительным: принцип невмешательства государства в дела религии. Но именно из-за этого была написана одна из самых драматических страниц в истории новых религий – террористической организации «Аум Синрикё»

 Мотивы действий организации

 Организация «АУМ Синрике» - тоталитарная секта, использовавшая для достижения своих целей террористические методы, получила печальную известность во всем мире. Ее основатель, Асахара Сёко (настоящее имя - Мацумото Тидзуо) неоднократно привлекался к судебной ответственности за мошенничество еще до момента создания организации «АУМ Синрике».

В 1984 г. Асахара основал компанию по продаже религиозных товаров, а в 1986 г. его организация приняла облик религиозной секты. Причем убежденный в своих «сверхспособностях» он называет созданную им организацию «Общество святых отшельников-мудрецов». В этом же году Асахара начинает позиционировать себя как святого человека: он совершает поездку в Гималаи и затем объявляет, что достиг «окончательного спасения».

С июля 1987 г. его организация получила название «АУМ Синрике» («Учение истины АУМ») - первая часть названия организации представляет собой тантрическую сложную биджа-мантру (короткая мантра из одного слога). С 1989 г., когда секта была официально зарегистрирована японскими властями и создала множество отделений по всей стране, она приобрела известность в Японии. 

Организация начинает усиленную пропагандистскую кампанию по призыву новых верующих, что становится причиной трений с общественностью. В связи с тем, что «АУМ Синрике» во многих документах именовала себя «буддийской общиной», духовные представители Далай-Ламы поспешили провести разграничение между буддизмом и деятельностью секты, заявив: «Ни Далай-Лама, ни представители традиционного тибетского буддизма не одобряют того, что он делает» . 

 Примечательно, что, согласно учению «АУМ Синрике», освобождение людей от страданий и болезней и обретение счастья в этом мире, помимо религии, требует еще и политической активности. Для этой цели была сформирована «Партия истины», и в 1990 г. она выдвинула 25 кандидатов на выборы в Палату представителей Японии, но потерпела поражение, набрав всего 1782 голоса. Считается, что именно с тех пор деятельность организации приобретает антиобщественный характер.

В своей книге «Провозглашая себя Христом» Асахара объявил себя очередным воплощением Христа (Мессии) на Земле. Толкуя Откровение Иоанна Богослова, Асахара предрекал 1 августа 1999 г. катастрофу Армагеддона (третью мировую войну) и утверждал, что все люди грешны и для спасения душ они должны быть убиты. И только если четверть мировой популяции людей станет последователями его учения, то, по его словам, можно будет «избежать взрыва горы Фудзи, уменьшить вред от третьей мировой войны и других бедствий, вызванных людьми и явлениями природы».            

   Многие эксперты предполагают, что Асахара использовал тезис Синрана (средневекового буддийского мыслителя)   о том, что «ради спасения в Чистой Земле можно убить и сто, и тысячу человек» . Причем даже в предсказании грядущего апокалипсиса присутствовал неизменный для «АУМ» политический оттенок: Асахара заявил, что Армагеддон, третью мировую войну с Японией начнут Соединенные Штаты Америки. 

      По словам Асахара, современное положение в мире таково, что по-следняя мировая война все равно неизбежна, причем в самом ближайшем будущем. Следовательно, необходимо сделать все для того, чтобы люди, избранные свыше (т. е., попросту говоря, члены «АУМ Синрике»), смогли при этом выжить. Целесообразнее нанести упреждающий удар по предполагаемым противникам и истребить их в возможно большем количестве.

    Известно, что Асахара вынашивал планы захвата мировой власти. Структура его организации была похожа на структуру правительства Японии и включала в себя различные «министерства» по всем сферам жизни японского общества (что примечательно, ключевой пост в кабинете был отведен министру науки) и «секретариат», которые должны были стать основой будущего государства. Таким образом, организационная структура «АУМ Синрике» - государство в государстве - была призвана заменить японскую власть после Апокалипсиса. 

Притязания на мировое господство не были пустым звуком. Свои цели Асахара излагал следующим образом: «Гитлер был политическим диктатором, Мао Цзэдун был идеологическим диктатором. Для того чтобы привести людей к освобождению, я хотел бы стать религиозным диктатором».

Асахара стал инициатором создания при «АУМ Синрикё» научно-исследовательского центра и вербовал себе в единомышленники многих ученых. Действительно, ядро «АУМ» составляли люди с высшим образованием и достаточно амбициозные - в секте работало около 8 тыс. врачей, юристов, ученых - однако всех их объединяло такое качество, как маргинальность: все они не нашли себе места в обществе. В секту также привлекались люди состоятельные, которые могли пожертвовать значительные средства.

«АУМ» внес в японскую религию принципиально новый элемент: требование тотального подчинения лидеру, которое осуществлялось через суровую аскетическую практику. Секта была построена по строго централизованному принципу, с реализацией принципа абсолютного подчинения нижестоящих адептов вышестоящим. Каждый новый адепт культа заносился в компьютерный каталог, ему присваивался личный номер и, после инициации, новое имя. После этого все происходящее с адептами культа строго учитывалось и фиксировалось: изменение сознания, денежные пожертвования, цвет и размеры сданной одежды, количество реализованных кассет, книг и плакатов, дружеские связи, посещение семинаров и медитаций и т. д. 

   Специфическими чертами секты являлось также использование глубокой конспирации, режима секретности внутри культа и культивирование тотальной слежки среди адептов. Кроме того, адепт мог подвергаться культовому воздействию и вне общения с другими адептами: по оценкам специалистов, до 80% адептов «АУМ Синрике» пришли в культ после просмотра телевизионных и прослушивания радиопрограмм этого культа. Также отмечалось использование наркотических веществ и психоэнергетических средств (аудиокассеты) в процессе установления и поддержания контроля сознания адептов.

Культовая практика в «АУМ Синрике» представляла собой совокупность многообразных форм йоги, которые позволяли достичь экстаза, сложных и динамических галлюцинаций и даже самадхи - экстремального, почти безжизненного состояния. Таким образом, очевидно, что эта практика содержит в себе факторы риска, особенно для той части верующих, которые по состоянию своего здоровья, либо неокрепшего молодого организма и психики не в состоянии выносить чрезмерные психофизические и моральные нагрузки.   

     Также известно, что на занятиях руководители заставляли адептов многократно повторять строки из произведений Учителя, в частности, следующие: «Человек непременно умрет. Человек обязательно умрет». Подобного рода занятия являлись одним из путей подготовки человека к необходимости пожертвовать жизнью во имя целей «АУМ Синрике».

         Важнейшим отличием стратегии «АУМ Синрике» от прочих культов, имеющих тайный, эзотерический характер, когда главные истины тщательно скрываются от посторонних, была ее ярко-выраженная политизированность, а также четкое выделение стратегических соперников. Так, в январе 1995 г. в ежемесячном журнале «Ваджрана Сакка», принадлежащем «АУМ», была опубликована статья откровенно антисемитского характера «Еврейские амбиции: тотальное покорение мира». Этот трактат позиционировал себя как манифест десятилетия антисемитской пропаганды в Японии.

Также сообщалось, что на сайте «АУМ» специальный раздел был полностью посвящен именно антисемитской направленности деятельно¬сти секты, где были размещены тексты «Протоколов сионских мудрецов» с комментариями, а также 58 статей крайней антисемитской направ¬ленности (примечательно, что они были доступны только в русскоязычной версии сайта).

 Приемы (методы) организации и их эффективности.

Привлечение в людей в ряды АУМ происходило с помощью листовок, рекламы в СМИ, уличных бесед, массовых агитационных мероприятий. В Японии основная масса сектантов — молодые люди (данные 1990 г.: около 15 % членов АУМ синрикё не достигли и 20 лет). Работа с молодежью была объявлена Асахарой одним из приоритетных направлений. Культовая практика в АУМ синрикё представляла собой совокупность многообразных форм йоги и психотерапевтические упражнения.

      С начала 90-х годов Асахара Сёко начал постепенно переходить от слов к действиям. Так, в апреле 1990 г. «АУМ» произвела атаку на японский парламент с применением ботулотоксина, а в июне 1993 г. мишенью террористов стала свадьба наследного принца. Позже, в том же месяце члены секты совершили попытку распыления штаммов сибирской язвы с крыши здания в Токио. К счастью, в результате этих терактов пострадавших не было. В 1994 г., чтобы доказать справедливость своих пророчеств и приблизить ожидаемый Апокалипсис, Асахара отдал личный приказ об осуществлении террористического акта с использованием отравляющих веществ. Теракт был совершен в японской префектуре Нагано, в результате чего погибло семь человек - факт изготовления адептами этой организации отравляющего газа для данного теракта позже признали руководитель химических испытаний Масами Цутия и врач Икуо Хаяси. 

   Следующим, получившим печальную известность во всем мире, шагом адептов «АУМ» стал террористический акт в метрополитене Токио. Во время часа пик в центральной части токийского метро утром 20 марта 1995 г. пятеро специально отобранных боевиков секты с помощью зонтиков проткнули целлофановые пакеты, в которых находился жидкий нервно-паралитический газ зарин (еще немецкие нацисты применяли его в отношении узников концлагерей), после чего спешно вышли на поверхность. 

      В день «зариновой атаки» в метрополитене Токио от распыленного под землей адептами секты отравляющего газа погибло 12, и получили травмы различной тяжести более 5 тыс. человек. Поезда и станции метро превратились в подземные ловушки. У многих пострадавших после этого теракта, ставшего самым крупным за всю послевоенную историю страны, до сих пор не прекращаются головные боли и проблемы с дыханием.

         К сожалению, секта «АУМ Синрике», признанная международными религиозными и правовыми организациями тоталитарной и деструктивной, широко распространила свое влияние во всем мире, особенно в Росии, где  ее филиал начал действовать еще с конца 80-х годов и был зарегистрирован в начале 1992 г. Богатые финансовые возможности позволяли организации оплачивать теле- и радиотрансляцию, так что пропаганда велась весьма активно. В итоге в 1993-1994 гг. «АУМ Синрике» была в России самой широко рекламируемой организацией. В первые несколько месяцев своей деятельности она заплатила около миллиона долларов, обеспечив себе ежедневную часовую программу на радиостанции «Маяк» и получасовую еженедельную передачу на канале «2x2». Громадные средства были потрачены на рекламу в печати, миллионными тиражами издавались цветные листовки и плакаты, рекламные объявления транслировались по всей радиосистеме московского метрополитена. Вскоре адептами «АУМ Синрике» в России стали уже около 55 тыс. человек.

В настоящее время, после запрещения деятельности филиала секты в России, движение «АУМ Синрике» сейчас не имеет такой массовости, какая была до 1995 г., однако, по данным правоохранительных органов, несколько разрозненных групп ее последователей общей численностью около 1500 человек в условиях конспирации действуют во многих российских городах, а также государствах СНГ.  Ядро «АУМ» составляли люди с высшим образованием и достаточно амбициозные - в секте работало около 8 тыс. врачей, юристов, ученых - однако всех их объединяло такое качество, как маргинальность: все они не нашли себе места в обществе. В секту также привлекались люди состоятельные, которые могли пожертвовать значительные средства.

-Анти-террористические приемы, применяемые против организации и их эффективность

С самого начала полицейского расследования трагедии руководство секты стало яростно отрицать свою причастность к этим акциям. Однако тщательный обыск зданий и складов на принадлежащем секте участке земли у подножия национальной святыни - горы Фудзи – показал обратное. Следственными органами Японии было установлено, что на химическом минизаводе «АУМ Синрике» было налажено производство нервно- паралитических газов, в том числе зарина, который был применен во время смертоносной газовой атаки в токийском метро.  Организация занималась бактериологическим оружием: при обыске в центре «АУМ» было обнаружено до 500 томов по биохимии, в том числе книги по культивированию бактерий. 

Найдены были также и инкубационные установки, «бульоны» с бактериями - в общем, все, что требовалось для производства отравляющих веществ бактериологического типа. Секта пыталась создать собственное биологическое оружие, мечтала разработать технологии, способные провоцировать крупные землетрясения. В результате расследования японской полиции удалось также обнаружить у одного из адептов секты подробную секретную документацию о сверхсложнейшем и сверхновейшем процессе обогащения урана. «АУМ Синрике» вела также ядерные исследования непонятного назначения на своей главной базе у подножия Фудзи, которая была впоследствии разгромлена полицией. 

Оказывается, «АУМ Синрике» располагала большим массивом закрытой информации об атомных объектах в России, на Украине и ряде других стран. Как сообщило в 2000 г. Токийское полицейское управление, группировка религиозных фанатиков добыла эти данные путем нелегального доступа в компьютерные сети, используя «родственные» частные компании.

      Асахара Сёко, скрывавшийся от властей в религиозном центре секты недалеко от Токио, был арестован 16 мая 1995 г., а к марту 1996 г. еще свыше 400 адептов секты; все они подозревались в совершении разного рода преступлений, в том числе убийств и похищений людей. В декабре 1995 г. по решению суда был наложен арест на все банковские счета и недвижимость секты, а весной 1996 г. «АУМ Синрикё» была объявлена банкротом. Ее штаб-квартира в Токио была закрыта, имущество подлежало распродаже, а вырученные средства пошли на выплату компенсаций жертвам террористического акта 1995 г. По сообщению газеты «Иомиури», имущество «АУМ Синрикё» на момент террористического акта в марте 1995 г. оценивалось не менее чем в 2,5 млрд. иен, или 29 млн. долл. Асахара (или те, кто стоял за его спиной) оказался обладателем земельных участков общей площадью 136 тыс. кв. м, 16 зданиями в Токио и в десяти префектурах страны.

Судебный процесс по делу секты «АУМ Синрикё» тянется уже в общей сложности 13 лет и не завершен до сих пор. 27 февраля 2004 г. Асахара Сёко был вынесен смертный приговор. Он был признан виновным по главным пунктам из 13 предъявленных ему обвинений, связанных с убийствами 27 человек. Токийский окружной суд признал, что Асахара сыграл главную роль в организации газовой атаки в Токийском метро, такой же, как в г. Мацумото годом раньше, а также в убийстве вместе со всей семьей адвоката, пытавшегося помогать жертвам сектантов.

         Сам Асахара свою вину не признает до сих пор, и немаловажно подчеркнуть, что за его освобождение до сих пор ратует множество сторонников, причем весьма недвусмысленно. В конце марта 1997 г. было совершено покушение на начальника Главного полицейского управления Кодзи Кунимацу, возглавлявшего комиссию по расследо ванию террористического акта в токийском метро. Неизвестный выпустил в него несколько пуль и скрылся.

      Летом 2000 г. в центре Владивостока сотрудниками ФСБ был задержан один из членов «АУМ Синрике» Алексей Юрчук. Как показало предварительное следствие, вместе с 15 другими членами секты он готовился к освобождению своего духовного лидера Асахара Сёко. По информации спецслужб, еще в 1999 г. в России члены этой организации начали тайную подготовку серии террористических актов в крупных городах Японии. Предполагалось, что взрывы, которые должны были прогреметь на всей территории Страны восходящего солнца, заставят правительство Японии освободить лидера секты.

Осенью 1999 г. Юрчук связался с одним из руководителей «АУМ Синрикё» в Японии и договорился о материальной поддержке, получив на операцию по освобождению Асахара порядка 100 тыс. долл. На эти деньги было закуплено вооружение: пистолеты, автоматы, взрывчатка. Несколько взрывов в трех японских городах - Токио, Аомори и Саппоро - должно было произойти в середине июля 2000 г., накануне саммита «Большой восьмерки» на Окинаве. В правительство Японии стали поступать письма с угрозами терактов, если Асахара Сёко не будет освобожден, но за две недели до начала акции члены террористической группы были арестованы.

    В Интернете функционирует несколько сайтов (в том числе русскоязычных) в поддержку своего духовного лидера, а адвокат Асахара Ватанабэ Осаму даже издал несколько лет назад книгу под названием «Думаете, казните Асахара и жить станет легче?». В своем труде Ватанабэ утверждает, что исход суда был предрешен еще до его начала, т. е. судьи, закрывая глаза на реальные факты, просто разворачивали сценарий, написанный государством и ежедневно озвучиваемый СМИ.

Вместе с бывшим лидером «АУМ Синрике» к казни через повешение были приговорены еще 12 членов секты, однако до сих пор ни один из приговоров не приведен в исполнение - это при том, что в сентябре 2006 г. смертный приговор Асахара был подтвержден высшей судебной инстанцией Японии, а Верховный суд, признав его виновным по всем 13 пунктам обвинения, отклонил последнюю жалобу адвокатов.

Несмотря на отрицательное отношение общества к «АУМ Синрике», эта секта и сейчас продолжает обретать своих последователей. Согласно опросу, проведенному Кимиаки Нисида, профессором университета Сидзуока, последователи «АУМ Синрике» в отличие от адептов других сект необычайно уверены в истинности своего учения и достоинствах этой религиозной организации, даже тогда, когда они покидают секту. Как показывает статистика, из 200 бывших последователей «АУМ Синрике», обратившихся за консультацией к психологам, лишь 40 человек окончательно порвали с сектой и ее учением.

Рекомендации по вопросам политики для анти-террористов, связанных с организацией (рекомендации по вопросам политики в области защиты от террористов, связанных с организацией).

     Сегодня «АУМ Синрикё», даже лишившись своего духовного лидера и будучи запрещенной японскими властями за многочисленные преступления, продолжает свою деятельность. Секта изменила название на «Алеф», активизировала свою деятельность и представила журналистам штаб-квартиру в Токио и новые офисы в префектуре Осака. По данным министерства юстиции Японии, в рядах «Алеф» в настоящее время состоят 7,5 тыс. последователей в Японии и несколько сотен за границей. В настоящее время секта запрещена в Евросоюзе, США, России, Канаде, Молдавии и других странах.

        Но несмотря на это, секта проводит крупномасштабную кампанию по вербовке новых приверженцев с помощью электронной почты, с использованием университетских базы данных, чтобы войти в контакт с более чем 40 тыс. студентов колледжей. Особую тревогу у правительства вызывает то, что «новая АУМ», владеющая в настоящее время 13 компьютерными фирмами, активно пропагандирует свои идеи в Интернете - этим направлением деятельности «Алефа» непосредственно руководит один из ближайших сподвижников Асахара, Фумихиро Дзёю. 

Возникает ощущение, что «Алеф» пытается всячески оправдаться в глазах общественного мнения. Принеся официальные извинения за террористическую акцию, представители организации заявили в 1999 г., что посредством созданного компьютерного бизнеса намерены заработать средства на выплату компенсаций ее жертвам. По словам руководства, «Алеф» является совершенно безобидной религиозной организацией, и с 1999 г. она якобы выплатила в качестве компенсаций жертвам 303,5 млн. иен. Также утверждается, что организация помогает и пострадавшим от нападений на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 г.

Однако министерство юстиции Японии все же признает, что «от действующих в стране религиозных сект по-прежнему исходит угроза». В связи с этим 10 ноября 2004 г. в Токио прошло заседание Специального комитета по вопросам общественной безопасности. Его участники приняли решение на пять лет продлить действие закона, позволяющего вести наблюдение за деятельностью организаций, члены которых совершали массовые убийства в течение последних 10 лет, в том числе с применением в этих целях отравляющего газа зарин. В этом законе, который был принят в 1999 г. и который предполагает возможность обысков без ордеров, конкретно название секты «АУМ Синрикё» не указано, однако речь идет, прежде всего, о деятельности именно этой организации и смежных с ней культов.

Согласно опросу, опубликованному в 2005 г. в газете «Иомиури», 84% японцев опасались повторения терактов - особенно на фоне угроз со стороны «Аль-Каиды», вызванных развертыванием контингента сил самообороны Японии в Ираке. Однако при этом из 1795 опрошенных 73% признались, что ждут угрозы именно от «АУМ Синрикё». Таким образом, по мнению японских правоохранительных органов, в настоящее время секта «АУМ Синрикё» все еще представляет собой несомненную опасность. При этом особая сложность в осуществлении контроля над ее деятельностью заключается в том, что ее адепты рас¬полагаются во многих странах мира, в том числе и в России. 

В последнее время проблема деструктивных культов привлекает серьезное внимание научных организаций. Так, в отдельных европейских странах эта проблема была подвергнута внимательному рассмотрению специальными комиссиями, которые назначались парламентами, и она послужила основной причиной радикального изменения религиозного законодательства - в том числе и российского.

Что касается непосредственно мер обеспечения религиозной безопасности и способов борьбы с деструктивной деятельностью отдельных сект и культов, то в этом случае наиболее проблематичным оказывается само определение религиозной организации, в качестве признаков которой обозначены: «вероучение, совершение религиозных обрядов, религиозное обучение».        

 Очевидно, что, согласно данному определению, религиозными являются действия, совершенные только религиозной организацией. Однако если же некая группа не зарегистрировалась в качестве религиозной и не употребляет термина «религия» применительно к себе, то ее деятельность будет рассматриваться как светская даже в тех случаях, когда она является однозначно оккультной. И стоит только какой-либо группе заявить, что у нее не религиозное вероучение, а, например, «духовное знание», как ее уже нельзя будет определять в качестве религиозной. Кроме того, даже в случае объявления религиозной организации «запрещенной» она совершенно не обязательно приостанавливает свою деятельность.

 В Евросоюзе деятельность данной организации запрещена, но это не означает, что все граждане защищены от ее воздействия. Как мы уже отмечали, члены этой организации развивают свою деятельность через интернет - сеть, что создает дополнительную опасность для граждан. Контролировать интернет и его влияние на человека невероятно трудно. Психологическая уязвимость определенных категорий населения открывает путь к деятельности этой организации в каком - либо месте в мире. Важную роль, на мой взгляд, при этом должны играть спецслужбы:  препятствовать связям граждан с террористами и предупреждать возможные теракты.

Очевидно, что в связи с наличием значительного числа сложностей, сопутствующих важнейшему делу обеспечения религиозной безопасности, одним из приоритетных направлений сдерживания сектантской экспансии является более полное информирование населения о деятельности, в том числе и криминального характера, различных религиозных организаций.

Литература:

1. Накамура Юдзиро.Зло и грех в японской культуре. Еще раз об «Аум Синрикё». – «Иностранная  литература», 1997, № 8.

2. Кармон Элай. Антисеметизм «Аум Синрикё». – Опасное возрождение. ИСТ, 1999г. 

3. Сиваков Е.А. Тоталитарная секта Падение «Аум Синрикё» и религиозная безопасность Японии. Журнал Япония. Ежегодник  Выпуск  № 36 / 2007.

4. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. – Информационно – аналитический вестник. Белгород. 1997, №1.

5. Жаринов К.В.Терроризм и террористы, Минск, 1999 г. 

Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Comments: